metall-dm.ru

Игры для детей с косоглазием и амблиопией

Игры для детей младшего возраста с амблиопией и косоглазием Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олина О.В., Соловьева Ю.А., Зиятдинова Э.А.

В своей работе тифлопедагога мы столкнулись с необходимостью дополнять, совершенствовать, видоизменять, то есть адаптировать многие игры к особенностям развития ребенка с нарушением зрения. Причина этого в нарушении зрительных функций: низкая острота зрения (как на обоих глазах, так и на одном), нарушение глазодвигательных функций; ребенок не чувствует глубину, расстояние между предметами; плохо различает цвет и контрастность, затрудняется с различением основных цветов – красный, зеленый и синий.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Олина О.В., Соловьева Ю.А., Зиятдинова Э.А.

Games for young children with amblyopia and strabismus

In their work the authors faced with the need to enhance, modify games to address needs of children with visual impairment. The reason for this are problems with visual function: low visual acuity, violation of oculomotor function: children do not feel the depth, the distance between objects, poorly distinguish colors and contrasts. The authors propose modified versions of games that aim at fostering the development of visual acuity of the child, color vision, light perception, the ability to see with both eyes at the same time, to perceive the object as a single unit (binocular vision); that help to improve sensory experience of children with visual impairments, develop the ability to differentiate, compare, select and call characteristics and properties of the material world; contribute to the accumulation of sensory experience for children with visual impairment, which lays the foundation for the formation of ideas and concepts; develop visual memory and attention.

Текст научной работы на тему «Игры для детей младшего возраста с амблиопией и косоглазием»

О. В. Олина, учитель-дефектолог высшей категории Ю. А. Соловьева, учитель-дефектолог 1-й категории

Э. А. Зиятдинова, учитель-дефектолог 1-й категории, МДОУ д/с №255, г. Ижевск

Игры для детей младшего возраста с амблиопией и косоглазием

В своей работе тифлопедагога мы столкнулись с необходимостью дополнять, совершенствовать, видоизменять, то есть адаптировать многие игры к особенностям развития ребенка с нарушением зрения.

Причина этого в нарушении зрительных функций: низкая острота зрения (как на обоих глазах, так и на одном), нарушение глазодвигательных функций; ребенок не чувствует глубину, расстояние между предметами; плохо различает цвет и контрастность, затрудняется с различением основных цветов – красный, зеленый и синий.

Подбирая игры, мы исходили из того, что они должны:

1. Способствовать развитию остроты зрения ребенка, поля зрения, цветоощущения, светоощущения, способности видеть двумя глазами одновременно, воспринимать предмет как единое целое (бинокулярное зрение).

2. Решать развивающие задачи:

– совершенствовать сенсорный опыт детей с нарушением зрения, развивать умение различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметов;

– способствовать обучению ребенка максимально полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

– способствовать формированию мышления: учить детей классификации, группировке.

3. Решать коррекционные задачи:

– способствовать накоплению сенсорного опыта детей с нарушением зрения, который закладывает основу для формирования представлений и понятий;

– активизировать несколько анализаторов ребенка (полисенсорный характер);

– совершенствовать развитие зрительного восприятия, зрительной ориентировки в микро- и макропространствах;

– развивать зрительную память и внимание.

Создание игровой ситуации является важным условием организации коррекционного процесса, так как ребенок легко усваивает то, что ему интересно.

Наш детский сад посещают дети уже с двух лет, поэтому возникла необходимость составления комплекта дидактических игр и пособий, которые адекватны возможностям детей

младшего возраста и были бы сравнительно легки в подборе и изготовлении.

Прищепки помогают развивать мелкую моторику, ребенок учится работать одновременно двумя руками под контролем зрения, соотнося их действия, рассчитывать силу, регулировать мышечный тонус.

В играх с прищепками дети осваивают пространственные отношения (например: лапки у цыпленка внизу, ушки у зайчика вверху),

учатся соотносить и чередовать цвета, развивают фантазию (ребенок кормит, укладывает спать, выгуливает сделанные игрушки).

Бусы. Даже простое нанизывание бусин очень увлекательное и полезное занятие. В играх с бусинами развивается точность движения рук под зрительным контролем, ребенок знакомится с понятием «величина» (большой, средний, маленький), учится располагать их в определенной последовательности.

Читать еще:  Реферат на тему ячмень глаза

одна из первых игрушек. Сначала малыша учат просто нанизывать колечки на ось в произвольном порядке, развивая зрительный контроль за своими действиями. Потом ребенок учится собирать пирамидку:

– учитывая величину колец от большего к меньшему (от трех до пяти колец);

– выбирая кольца определенного цвета;

– подбирая заданную форму;

– выполняя чередование цвета, формы или величины.

Вкладыши. Соотнося движения руки и глаза, ребенок учится точно попадать в отверстие с помощью осязательного контроля путем проб и ошибок. Эти игры развивают глазомер ребенка и зрительное восприятие формы и величины.

Кубики Никитина. Подбирая нужную грань кубика, ребенок учится соотносить цвета, используя прием накладывания; развивается зрительная сенсомоторная координация.

Геоконт развивает пальцевую и кистевую моторику рук. Под контролем зрения ребенок учится работать двумя руками одновременно, осваивает названия и структуру простых геометрических фигур. Игры с геоконтом способствуют развитию навыка ориентировки в микропространстве, бинокулярного зрения.

Крышки. В играх с крышками дети учатся соотносить цвета, осваивают понятия «вверху – внизу». Трудности овладения навыком закручивания крышек воспитывают упорство и терпение, ручную умелость. В процессе такой деятельности формируется единая система «глаз – рука».

Деревянный конструктор. В играх с конструктором дети учатся называть, различать и использовать детали строительного материала (кирпич, куб, трехгранная призма, цилиндр, пластина). Развивается фиксация взора и бинокулярное зрение через копирование пространственного положения фигур по образцу, формируется взаимосвязь между глазомером и двигательной памятью. В этом возрасте дети

учатся изменять постройку по просьбе взрослого: «Построй ворота как у меня, но выше, чтобы могла проехать большая машина». Детей побуждают рассказывать, как они будут строить, помогая вопросами и советами.

Палочки Кюизинера. Основной задачей для детей младшего возраста является выбор, локализация, соотнесение палочек по цвету. Ребенок осваивает и обогащает свою речь понятиями: такая же, длинная, короткая, длиннее, короче, одинаковая. Малыш учится выделять части при помощи вопросов взрослого («Что у кошки красного цвета?»).

Блоки Дьенеша привлекают детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети учатся выделять эти признаки самостоятельно, подбирая фигуру к образцу, а потом выделять и группировать по сигналу взрослого и самостоятельно (Игра «Давай познакомимся», где фигуры описывают и называют свое имя: цвет, форму, размер).

Прокати шарик. Эта игра знакомит ребенка со свойствами шара и способствует развитию прослеживающей функции глаза,

развивает зрительное внимание при наблюдении за движущимся предметом. Зрительно-моторная координация развивается при попытке ребенка схватить движущийся шарик.

В играх с матрешкой у ребенка развивается необходимое взаимодействие глаз и руки. Собирая и разбирая матрешку, дети получают и усваивают первые знания о форме, величине, целом и части, цвете, количестве. В младшем возрасте дети учатся соотносить по величине три матрешки, обозначая пространственное положение каждой словами, выстраивают до пяти матрешек по росту.

Найди тень. Умение узнавать предмет в силуэтном изображении развивает целостность восприятия. Помимо других изображений предметов детей подготавливают к определению остроты зрения, знакомя с картинками из таблицы Е.М. Орловой.

В играх на выкладывание дети упражняются в составлении предмета из отдельных геометрических фигур, учатся зрительно выделять форму и подбирать соответствующую геометрическую фигуру с помощью проб и примеривания. Эти игры развивают также произвольность внимания, микрокоординацию движений пальцев рук, способность воспринимать разрозненные части как единое целое.

Предложенные игры готовят детей к работе на аппаратах лечебного кабинета (синопто-фор, бивизиотренер, амблиотренер) в период ортоптического лечения.

Так же с помощью игр можно проводить диагностику познавательного развития детей, включая диагностику развития сенсорных и интеллектуальных способностей. ■

Компьютерные программы для лечения амблиопии: цветок, крестики, паучок, контур, eYe (Ай)

Компьютер может приносить пользу глазам

Чтобы избежать оперативного вмешательства для избавления от болезни, применяется аппаратный курс лечения. На помощь придут компьютерные программы для лечения амблиопии: цветок, крестики, паучок, контур, eYe (Ай).

Прочитав данную статью, вы узнаете, какие бывают программы, и в чем их преимущество. Мы расскажем, что такое цветок, крестики и паучок.

Какие бывают программы?

Компьютерные программы позволяют безболезненно и в игровой форме вылечить такие офтальмологические недуги, как косоглазие, амблиопия, близорукость и дальнозоркость.

Подробнее о детской амблиопии, ее видах, стадиях и симптомах, читайте в этой статье.

Сегодня многие дети имеют офтальмологические патологии

В зависимости от типа отклонения зрения назначают разные виды упражнений.

Программное лечение направлено на:

  • развитие восприятия зрительного образа;
  • скоординированную работу глаз;
  • развитие мышечных структур глаз.
Читать еще:  Болит голова в области темени и давит на глаза

Компьютерная терапия эффективна для взрослых и детей

Многие люди интересуются, какими программами лечат амблиопию в мед центре. Разработаны такие интерактивные игры:

Программа «Цветок» для лечения глаз

Программа составлена в виде интерактивной игры, поэтому она интересна деткам.

Дети должны заниматься под присмотром взрослых

Игра состоит из 3 уровней. В зависимости от уровня изменяются размеры изображений.

На экране нарисован цветок. В центре и на лепестках расположены фигуры. Предлагается найти пару для рисунка, который находится по центру.

Нужно найти пару для жирафа

Факт: Такую тренировочную программу применяют для лечения слабой и средней степени амблиопии. Первый уровень игры может подойти и для высокой степени.

Во время занятия нужно искать необходимое изображение только «ленивым» глазом.

Здоровый орган зрения закрывается окклюдером. Глаз должен быть прикрыть полностью, но не сильно затемнен.

Занятия должны проходить в хорошем настроении

Важно: Перед началом тестируется здоровый глаз, чтобы знать, к чему стремиться во время упражнений.

Преимущества программы «Цветок»:

  • цветовая гамма, которая уменьшает утомление;
  • отсутствие сложных двигательных задач, нет необходимости совмещать изображения;
  • интерактивность;
  • незначительная потребность в медицинском персонале.

В видео ниже показано, как заниматься по программе «Цветок»:

Крестики для лучшего зрения

У детей такая игра вызывает неподдельный интерес. Разработчики предлагают устроить настоящую охоту за крестиком!

На мониторе представлена вариация шахматной доски. В зависимости от сложности и уровня меняются размеры и количество клеток.

Игра построена на контрастах

Курсор мыши представлен в виде круга. При наведении курсора-круга на клетку, та часть, что попала в круг, будет менять цвет.

Цель игры «Крестики» – поймать крестик, который возникает в разных местах шахматной доски.

Такая тренировка подходит для взрослых и детей

Преимущества программы «Крестики»:

  • воздействие на нейроны, которые отвечают за движение, ориентацию и контраст;
  • тренировка цветовой чувствительности за счет смены цветов;
  • воздействие на рецептивные поля из-за смены размеров клеток.

«Паучок» для лечения глаз

Игра «Паучок» для лечения амблиопии заключается в сведении двух паутин.

На экране располагаются 2 паутины, одна из которых имеет радиальную решетку, другая – спиральную.

Так выглядит запущенная на компьютере игра

Посередине экрана располагается центр одной решетки, а вторая будет появляться в разных местах.

Управлять движением можно с помощью мыши. Для тренировки глаза нужно совместить оба центра.

Паутина может быть зеленой или синей

Упражнение «Паучок» благоприятно влияет на:

  • конвергенцию и аккомодацию глаза;
  • рецептивные поля сетчатки;
  • нейроны, которые отвечают за свет и контраст;
  • части головного мозга, которые отвечают за ориентацию и восприятие движения.

Программа «Контур» в борьбе с ленивым глазом

Программа для лечения амблиопии «Контур» предлагает подойти творчески к лечению.

Важно: Упражнения нужно выполнять в красно-синих очках.

Так выглядит запущенный на компьютере «Контур»

На экране будет показано изображение для одного глаза, а другим глазом необходимо будет дорисовать рисунок по контуру.

В таком сеансе важна совместная работа.

Всего в игре 38 рисунков, которые отличаются по сложности.

Компьютерная программа «eYe (Ай)»

«eYe (Ай)» – это целый комплекс упражнений, которые направлены на диагностику и лечение косоглазия и амблиопии, а также на восстановление бинокулярного зрения.

Один из видов упражнений: кружочек нужно поместить в квадрат

Все задания отличаются по сложности. С помощью настроек можно подобрать необходимые параметры.

Факт: Сюда также включено упражнение «Тир», выполнение которого поможет развить фиксацию и локализацию.

В заключение

Использовать программные методы терапии можно только с разрешения лечащего врача. В противном случае они могут навредить.

Берегите ваши глаза и зрение своих детей

Не занимайтесь самолечением. Тренировки при амблиопии – это хорошо. Однако все должно быть в разумных пределах.

Проверить свое зрение можно в «Оптике Кронос», салоны которой представлены в крупных областях РФ. Запишитесь к врачу здесь.

Избавиться от синдрома ленивого глаза можно только в том случае, если следовать рекомендациям окулиста и применять комплексное лечение.

Компьютерная программа «Цветок» для лечения амблиопии у детей

Вам, наверное, известно, что при косоглазии острота зрения косящего (или «ленивого») глаза со временем ослабевает из-за недостаточной загруженности зрительной работой. В медицине это явление называется амблиопией.

Но, оказывается, что у детей амблиопия – это не следствие косоглазия, а, наоборот, — его причина. Немногим известно, что острота зрения детей достигает 100% только к трем-четырем годам. Именно столько времени нужно, чтобы оптическая система глаза ребенка и его зрительный центр в мозгу «созрели» для максимально эффективной совместной работы, обеспечивающей четкое и полноцветное видение окружающего мира.

Читать еще:  Глаза болят что делать в домашних условиях компрессы

В период этого «созревания» у некоторых детей формируется «разнобой» в работе правого и левого глаз, из-за чего один из них дает менее четкую картинку, чем другой. Со временем эта разница становится настолько существенной, что зрительный центр уже не в состоянии сформировать четкое объемное изображение из разных по качеству зрительных картинок правого и левого глаз.

В таком случае мозг исключает плохо видящий глаз из зрительной работы, отклоняя его в ту или другую сторону. Таким образом, ребенок становится косоглазым.

Как с этим можно бороться? Как не допустить этого «разнобоя» правого и левого глаз?

Выход из этой ситуации есть – заставить «ленивый» глаз включиться в полноценную зрительную работу с помощью специальной тренировки. Как показывает практика, если вовремя взяться за борьбу с амблиопией, то к 7-8 годам зрение ребенка можно вернуть в норму.

Более обстоятельно об амблиопии и ее лечении у детей рассказывает детский офтальмолог Вадим Бондарь в этом видео:

Специально для лечения детской амблиопии была разработана компьютерная лечебно-тренировочная программа «Цветок», которую вы можете бесплатно скачать по этой ссылке:

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ «ЦВЕТОК» (2,5 Мб)
Установить «Цветок» сможет даже человек, имеющий начальный уровень владения компьютером. Работа с программой тоже проста и ее за считанные минуты освоит современный среднестатистический ребенок. Вот видео, где показано, как можно тренировать глаза с помощью «Цветка»:

Совет: Для удобства просмотра видео разверните его на весь экран с помощью кнопки .

Если сравнивать «Цветок» с другими аналогичными программами (например, «Крестики», «Паучок»), то в ней главный акцент делается именно на зрительную работу без необходимости точного наведения указателя мыши на искомый объект. Это делает процесс тренировки для ребенка более простым, динамичным и увлекательным.

Кроме того, разработчики «Цветка» особо отмечают, что использованное в программе цветовое решение дополнительно стимулирует работу глаз. В каждом отдельном тесте цветовой фон искомых символов меняется, что помогает бороться со зрительной усталостью.

Сразу после запуска программы появляется окно, где можно выбрать сохраненные ранее установки для каждого занимающегося (из раскрывающегося списка Фамилия, Имя) или создать нового пациента (текстовое поле Новый пациент с последующим нажатием кнопки Добавить) при первом запуске «Цветка»:

В этом же окне находится кнопка Настройки, нажав на которую, можно перейти к просмотру и изменению важных параметров работы программы:

В частности, можно изменять набор из 5 видов появляющихся на экране символов, размеры этих символов, количество и время повторов тестовых символов для каждого из 4 этапов тренировки.

Важное замечание : Если ребенок носит очки, то он не должен их снимать во время тренировки. Во время работы с программой «Цветок» ребенку нужно смотреть на экран компьютера только слабым амблиопическим глазом. Здоровый глаз при этом нужно исключить из работы с помощью повязки, тканевой (или бумажной) накладки на соответствующую линзу очков или специальным окклюдером.

Если на первых порах ребенок испытывает трудности в распознавании и поиске тестовых символов, можно в настройках программы исключить из показов слишком мелкие символы, а также увеличить время работы с одним тестом.

Чтобы знать, к каким результатам нужно стремиться во время тренировок, при первом запуске «Цветка» рекомендуется сделать тестовую тренировку со здоровым глазом.

Степень прогресса в работе с амблиопическим глазом ребенка удобно оценивать, ориентируясь на количественные показатели из таблицы результатов, которую выдает «Цветок» после завершения всех этапов тестирования:

Как видно из таблицы, внизу последних трех колонок, кроме времени выполнения и баллов, фигурирует некоторый коэффициент (К1, К2 и К3 соответственно). Специалисты называют это число краудинг-коэффициентом, которое является отношением времени выполнения соответствующего этапа тестирования к времени, потраченному на выполнение первого этапа. К примеру, значение коэффициента К1=2,4 в приведенной таблице – это результат деления времени выполнения второго этапа (группа из 4 символов) 3,6 с на время выполнения первого этапа (одиночные символы) 1,5 с.

Очень важно, чтобы в конце курса тренировок с «Цветком» эти краудинг-коэффициенты приближались к соответствующим значениям для здорового глаза. Очевидно, что чем ближе значения этих коэффициентов к 1, тем лучше глаз справляется со зрительной работой.

Надеюсь, компьютерная лечебно-тренировочная программа «Цветок» поможет родителям, чьи дети страдают амблиопией и косоглазием, привести в норму «разленившиеся» глаза.

P.S. Смотрите видео, поднимающее настроение:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector