Дети старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией
Дети старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией
Дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, в связи с его наличием страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами. Отмечается общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.
У детей 3—4-х лет с косоглазием и амблиопией из-за ограничения чувственного опыта возникают значительные затруднения предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве.
За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются.
У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.
Особенности развития речи у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста: овладение обобщающими словами и уровень выделения общих признаков предметов у детей с косоглазием и амблиопией в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижены.А это в свою очередь затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам. Процесс формирования умения строить описательный рассказ сдерживается из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.
У детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет) существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях,
о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амбляопиейбез специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. Почти отсутствует ориентация на обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность.
Существуют отклонения в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется возможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.
Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводят к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями. Овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и монокулярном его характере затрудняются в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперед руку при движении в пространстве. Качество прыжков ‘детей характеризуется несогласованностью рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленности объектов при монокулярном зрении.
При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.
Итак, мы представили общую картину психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией которая отражена в указанных работах. Однако применительно к индивидууму и описанию своеобразия конкретного ребенка мы не обнаружили в литературе никаких данных.
Выделяются отклонения в эмоционально-волевой сфере детей с косоглазием и амблиопией. Не всегда дети бывают активны, не проявляют желания организовывать, участвовать в игре, труде, в занятиях, часто предпочитают играть в одиночку. Это явление объясняется не только имеющимся зрительным дефектом, но и негативным влиянием лечебного процесса на психоэмоциональное состояние детей, а также некоторым разрывом между ребенком и окружающей средой.
Особенности невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рождественская Ксения Леонидовна, Лобач Светлана Александровна
В статье рассматриваются средства невербального общения . Проанализированы особенности детей с нарушенным зрением. Представлены результаты констатирующего эксперимента. На основе проведенного исследования авторами были выявлены особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рождественская Ксения Леонидовна, Лобач Светлана Александровна
Текст научной работы на тему «Особенности невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией»
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
1 2 Рождественская К.Л. , Лобач С.А.
1Рождественская Ксения Леонидовна – студент;
2Лобач Светлана Александровна – научный руководитель, кандидат психологических наук,
кафедра специальной педагогики и психологии, Высшая школа психологии и педагогического образования, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
Аннотация: в статье рассматриваются средства невербального общения. Проанализированы особенности детей с нарушенным зрением. Представлены результаты констатирующего эксперимента. На основе проведенного исследования авторами были выявлены особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Ключевые слова: общение, вербальные и невербальные средства общения, особенности невербальных средств общения у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией.
Как известно, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. По определению М.И. Лисиной общение – это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. По мнению автора, потребность в общении, присущая каждому человеку, заключается в стремлении к познанию самого себя и других людей [5, С. 76].
В психолого-педагогической литературе принято выделять вербальные и невербальные средства общения. Средством вербального общения является речь. Основными средствами невербального общения являются мимика, жесты и пантомимика [2, С. 67].
Изучением проблемы общения занимались такие авторы, как Г.В. Григорьева, А. Добрович, О.А. Иванникова, В.А. Лабунская, М.И. Лисина и другие. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к различным средствам общения, но наиболее выразительным, точным, по нашему мнению, является невербальный, экспрессивный «язык». Известно, что около 70 % информации человек передает своему собеседнику, используя невербальные средства [4, С. 125]. Наиболее информативным разделом в психологии невербального общения является раздел кинесики, который включает в себя мимику, жесты и пантомимику. Владение выразительными движениями способствует более тонкому пониманию мимики и пантомимики другого человека.
Для детей с косоглазием и амблиопией зрение остается ведущим анализатором в познании окружающего мира. Ввиду имеющегося дефекта, зрительное восприятие ребенка с нарушенным зрением имеет определенные особенности.
Так, у детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, восприятие внешнего мира ограничено [3, С. 27]. Эти затруднения оказывают влияние на качество, целостность образов отображаемых предметов и действий. Нарушение бинокулярного зрения ведет к нарушению стереоскопической функции. Расстройство глазодвигательных функций обуславливает сужение поля зрения, ограничиваются обзорные возможности зрения [1, С. 12].
Наше исследование предполагало изучение особенностей понимания и использования невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Исследование было проведено в городе Архангельске на базах МБДОУ «Детский сад № 20 «Земляничка» и «Детский сад компенсирующего вида № 32 «Песенка». В исследовании приняло участие двадцать два ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозами косоглазие и амблиопия и двадцать детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением. С целью изучения невербальных средств общения у дошкольников были использованы задания из диагностических методик Е.В. Горшковой, Л.П. Григорьевой, Г.Е. Крейдлин, В.А. Лабунской и В.М. Минаевой. Наша экспериментальная методика состояла из двух серий, каждая из которых включала в себя три задания. Первая серия заданий направлена на изучение понимания детьми невербальных средств общения. Детям необходимо было назвать предъявляемое средство невербального общения. Для проведения этой серии заданий были использованы пиктограммы с изображениями эмоций грусти, радости, удивления, злости, страха. Жесты «Подойди», «Пока», «Нельзя», «Не знаю», «Я», «Там», «Ругает», «Сердится», «Размышляет» («думает»), «Предостережение» («стоп»), «Подойди», «иди сюда», «Ты», «Далеко», «Тихо», и позы грусти, радости, удивления, злости, испуга, застенчивости были продемонстрированы педагогом. Вторая серия заданий имела своей целью изучение умения использовать невербальные средства общения детьми. В данной серии детям предлагалось продемонстрировать эмоции грусти, радости, удивления, злости, страха с опорой на пиктограммы (картинки-схемы). Также детям были предложены вопросы, на которые в качестве ответа необходимо было продемонстрировать определенное жестовое движение, например: «приветствие», «прощание», «указание», «отрицание», «незнание» «запрет», «одобрение», «согласие». В последнем задании детям необходимо было изобразить позу человека, в заданных эмоциональных состояниях, таких как, состояние грусти, радости, печали, удивления, злости, испуга, застенчивости.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выделить количественные и качественные характеристики особенностей понимания и использования невербальных средств общения. Результаты, полученные в ходе изучения особенностей понимания невербальных средств детьми с косоглазием и амблиопией, представлены на рисунке 1.
Эмоции Жесты Позы Средства невербального общения
I Нормально развивающиеся дети
U Дети с косоглазием и амблиопией
Рис. 1. Понимание невербальных средств общения
В целом дети с косоглазием и амблиопией менее активны с точки зрения двигательной сферы, эмоциональных проявлений. Также дети с нарушенным зрением более скованы в движениях, у них отмечаются неточные, плохо скоординированные действия. Так, средний балл по всем трем заданиям первой серии у детей с косоглазием и амблиопией ниже, чем у детей с нормальным ходом развития. Это означает, что дети с нарушенным зрением менее успешно справляются с узнаванием, различением и называнием средств невербального общения, в сравнении с нормально развивающимися детьми [6, С. 14]. Большая часть детей в процессе понимания эмоциональных проявлений по пиктограммам отождествляли эмоции «страха» и «удивления», что может быть связано со схожестью выражения данных эмоций. У детей с нарушенным зрением складываются неточные, фрагментарные представления о различных эмоциях, в связи с чем, возникают трудности при дифференцировании предъявляемых изображений [6, С. 14]. Также у большей части детей с косоглазием и амблиопией возникли трудности при интерпретации экспрессивных движений (жестов) «нельзя», «я», «там», «ругает», «стоп», «иди сюда», «сердится», «ты», «далеко». В процессе изучения понимания поз, демонстрируемых педагогом, у детей с нарушенным зрением были отмечены затруднения с узнаванием позы «страха», «радости», «удивления», «застенчивости».
Обратимся к результатам второй серии заданий, направленной на изучение особенностей использования невербальных средств общения детьми с косоглазием и амблиопией. Результаты представлены на рисунке 2.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией по теме «Домашние животные»
Татьяна Кислова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией по теме «Домашние животные»
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией
Тема: «Домашние животные».
Тип: Развитие предметности восприятия, развитие навыков ориентировки на плоскости.
Цель: Закрепить знания и представления детей по теме «Домашние животные».
– уточнять и углублять знания и представления детей о домашних животных, их внешнем виде, детенышах, жилище;
– закрепить умение узнавать животных по голосу;
– активизация словаря по теме.
– развивать тактильную чувствительность, умение обследовать предмет двумя руками;
– развивать навыки ориентировки на плоскости, умение самостоятельно обозначать местоположение предмета; упражнять в умении правильно употреблять предлоги в речи.
– развивать умение узнавать домашних животных в различных модальностях (силуэт, натуральное изображение);
– развивать прослеживающие функции глаза.
– развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторную координацию.
– воспитывать нравственные качества, познавательный интерес;
– воспитывать бережное, заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование: магнитофон, игрушка Незнайка, муляжи домашних животных, «чудесные мешочки» на каждого ребенка, макет «ферма», Дидактические игры: «Узнай, запомни, повтори», «Где кошка?», «Домашние животные и их детеныши», массажные мячи для зрительной гимнастики.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, обследование муляжей домашних животных, изготовление макета фермы, творческое задание совместно с родителями «Мой пушистый друг» с написанием рассказа, игры: разрезные картинки, «Чей хвост, чья голова?», «Кто спрятался на картинке?», «Узнай и подбери пару», «Кого не стало?» и другие.
Ход занятия
Прослушивание аудиозаписи «Голоса домашних животных»
– Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка и просит вас помочь ему. Незнайка получил голосовое письмо, но никак не может понять, чьи же это голоса. Давайте ему поможем, слушайте внимательно.
(прослушивание диска «Голоса домашних животных»)
– Назовите, чьи голоса услышали? (кошка, собака, лошадь, корова, овца, свинья).
– Как кошка подает голос? (мяу-мяу) Значит, что она делает? (мяукает).
Собака – лает Свинья – хрюкает
Корова – мычит Лошадь – ржет
– Мы с вами назвали много животных. (обращение внимание детей на доску с иллюстрациями) Какие это животные? (домашние)
– Почему их называют домашними? (живут рядом с человеком, хозяин о них заботится, животные приносят пользу)
– Как человек заботится о домашних животных? (кормит, моет, чистит, лечит, когда заболеют)
«Чудесные мешочек» (муляжи домашних животных)
– Незнайка принес для вас много разных домашних животных. Давайте с ними поиграем в прятки. Но сначала мы их рассмотрим. Кто это? (кошка, собака, корова, лошадь, свинья). Назовите, что есть у?
(у кошки – маленькие острые ушки, хвостик, лапы)
(у собаки – ушки торчком, вытянутая мордочка, 4 лапы, хвост)
(у коровы – рога, 4 ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой, вымя)
(у лошади – грива, длинный хвост, 4 ноги с копытами)
(у свиньи – хвост крючком, пятачок, короткие ноги)
– Каждое животное мы спрячем в мешочек, вы будете обследовать их двумя руками и узнавать, какое животное играет с вами в прятки.
-А Незнайка будет внимательно смотреть на вас.
– Какое домашнее животное спряталось в твоем мешочке? (у каждого ребенка) Как ты догадался?
-Давайте каждое животное мы поселим в свой дом (макет фермы) (кошка – дом; собака-будка; свинья-сарай; корова-сарай; лошадь – конюшня)
(дети по одному подходят к макету)
– У нас получилась замечательная ферма.
Игра «Узнай, запомни, повтори»
– Незнайка принес для вас свою любимую игру «Узнай, запомни, повтори».
– Посмотрите на карточки, вы узнали, кто на ней изображен? (домашние животные) (животные в силуэтном изображении)
Вопросы для каждого ребенка:
– Кто находится на карточке вверху справа?
– Кто находится внизу слева?
– Расскажи, где находится кошка (собака? и т. д.
– Внимательно посмотрите на карточку и постарайтесь запомнить, где находится каждое животное. Теперь переверните карточку, и выложите картинки животных на фланелеграфе на свои места по памяти.
– Переверните карточку и проверьте свою работу (самопроверка).
Гимнастика для глаз с массажными мячиками.
Мячик выше поднимите и на мячик посмотрите.
Теперь руки опустили, отдохнули: три – четыре,
Снова мячик поднимите и, прищурясь, посмотрите.
Мы за мячиком следим, влево – вправо поглядим.
Наши глазки не устали и по кругу побежали.
Раз, два, три, четыре – делаем кружок пошире!
Мячик к носу поднесите и на мячик поглядите.
Ближе к носу поднесем, дальше руки отведем.
Глазки занимаются, здоровья набираются.
Игра «Где кошка?» (ориентировка на плоскости с использованием предлогов)
– Пока мы с вами отдыхали, наши кошки разбежались кто куда. Давайте расскажем Незнайке, где сидит кошка.
(карточки: кошка на стуле, под столом, в тазу, за шкафом)
– Ребята, и у Незнайке карточка, скажите, где сидит кошка? (между игрушками – пирамидкой и мячиком)
Игра «Домашние животные и их детеныши» (работа с маркером)
– Незнайка, почему ты загрустил, расскажи мне на ушко.
– Ребята, оказывается мамы животные потеряли своих детенышей и никак не могут их найти. Давайте им поможем и развеселим Незнайку.
– Возьмите маркер, и проведите линию от мамы до ее детеныша.
– Как называют детенышей кошки (собаки, коровы, свиньи, лошади).
– Спасибо вам ребята!
– Ребята, вам понравилось помогать Незнайке?
– С какими животными мы играли? Какие это животные? (домашние)
– И Незнайка мне шепчет, что вы молодцы, много знаете о животных, и его многому научили, а на память Незнайка хочет подарить вам раскраски.
План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством фототворчества» 1. Якимова Юлия Владимировна 2. Образование – высшее 3. Тема самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Планирование игр, способствующих развитию восприятия. Планирование игр, способствующих развитию восприятия, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Сентябрь: «Кто позвал?» – (за ширмой).
Амблиопия и косоглазие у детей и взрослых
Амблиопия («ленивое зрение») диагностируется, когда имеет место постепенное снижение остроты зрения в одном глазу. Следующий по тяжести этап развития этого заболевания сопровождается полным исключением из зрительного процесса того глаза, теряющего зрение. Таким образом, амблиопия представляет собой комплекс изменений в структурах самого глаза и работе мозговых анализаторов.
Амблиопия может носить первичный или вторичный характер. В большинстве случаев она так или иначе связана с косоглазием – либо развивается вследствие неправильной работы глазодвигательных мышц, либо, будучи первичной, становится дискоординирующим фактором в работе мышц глазного яблока.
Первичная амблиопия развивается на фоне таких заболеваний, как:
- помутнение роговицы;
- катаркта;
- патология глазного дна.
Больной глаз начинает «мешать» мозгу корректно анализировать зрительные образы и постепенно исключается из зрительного процесса. Это приводит к развитию вторичного косоглазия.
Этиологические и патогенетические критерии позволяют отнести каждый клинический случай амблиопии к определённой группе. Наиболее распространенной является классификация Э.С.Аветисова:
- истерическая амблиопия;
- рефракционная (вследствие гиперметропии, астигматизма и других аномалий рефракции);
- анизометропическая (существенная разница в показателях рефракции глаз – 6 дптр и выше);
- обскурационная (от лат. obscure – затемнение, помутнение) – развивается как следствие ранних нарушений светопроводимости оптических структур глаза;
- дисбинокулярная (развившаяся по причине нарушенного бинокулярного зрения, подразделяется на амблиопию с правильной и неправильной фиксацией);
- врождённая.
Правильная или неправильная фиксация – важный показатель при амблиопии. Правильной фиксацией называется способность косящего глаза фиксировать объекты в поле зрения центральной ямкой жёлтого тела в случае исключения из зрительного процесса второго здорового глаза. Под неправильной фиксацией подразумевается фиксирование на предмете так называемой ложной макулой.
Нередко амблиопия сопровождается сменой правильной фиксации на неправильную. Состояние фиксации позволяет выделить следующие виды амблиопии:
- с правильной центральной фиксацией;
- с устойчивой неправильной (нецентральной) фиксацией;
- с неустойчивой нецентральной фиксацией;
- с перемежающееся фиксацией;
- с отсутствием фиксации.
Точная диагностика процессов фиксации при амблиопии позволяет подобрать оптимальное лечение.
Лечение амблиопии и косоглазия
Разнообразие сочетающихся патологий глаза – амблиопии и косоглазия – требует тщательного всестороннего обследования для разработки эффективной лечебной стратегии. Необходимо исследовать не только клиническую картину, но и понять первичность/вторичность развития тех или иных нарушений и их взаимосвязь, проанализировать тип и динамику.
Здесь важную роль играет не только опыт и квалификация врача, но и техническая база медицинского учреждения. Офтальмологический Центр «МГК-Диагностик» располагает всем спектром современного оборудования, что позволит разработать строго индивидуальный план поэтапного лечения амблиопии и косоглазия. В результате обследования наши офтальмологи получают полную и многоаспектную информацию о состоянии зрительной системы пациента на день обращения. Наши диагностические аппаратные комплексы позволяют также вскрыть причины и механизмы развития амблиопии, сделать точный прогноз, разработать план офтальмологических мероприятий и процедур, контролировать эффективность лечения на всех этапах.
Коррекция аномалий рефракции
Цель коррекции при аномалиях рефракции заключается в достижении идентичной фокусировки на сетчатке обоих глаз и получение объёмного изображения.
Хирургическое вмешательство для устранения причин амблиопии
При амблиопии паралитического генеза обычно показана оперативная помощь, которая должна быть направлена на устранение первопричины патологии:
- удаление опухолей;
- блефаропластика;
- устранение «нависшего века»;
- восстановление нервной проводимости.
В разработке плана проведения операции в этом случае активно участвует невролог.
Устранение косоглазия
По итогам диагностики принимается решение о возможности консервативного лечения косоглазия или необходимости хирургической коррекции. Плеоптические и оперативные меры в любом случае должны быть направлены на восстановление содружественной подвижности глазных яблок. Терапия «ленивого глаза» в детском возрасте всегда начинается с аппаратных и других консервативных методик.
Плеоптика
В основе плеоптического лечения лежат методики, стимулирующие активность заторможенных нейронов сетчатки неактивного глаза.
Ношение окклюдоров
Суть этой простой методики заключается в закрытии здорового глаза. Тем самым создается необходимость более активной работы глаза с патологией. Это в ряде случаев позволяет наладить баланс мышечной активности – расслабить или усилить те глазодвигательные мышцы, которые нуждаются в коррекции.
Программно-компьютерные методики
Офтальмологами совместно с IT-специалистами разработано немало тренирующих и обучающих программ для лечения косоглазия и амблиопии. Особую значимость они приобретают для лечения детей, поскольку коррекция происходит в игровой форме. Увлекательные упражнения помогают ребёнку (которому сложно на словах объяснить необходимость глазной гимнастики и инструкцию по ее выполнению) выполнять лечебный курс регулярно и с интересом. Правильные систематические тренировки способствуют восстановлению бинокулярного зрения и активизации «ленивого глаза».
Аппаратное лечение амблиопии и косоглазия
Современные офтальмологические аппаратные комплексы решают ряд задач:
- локальное улучшение кровотока, приводящее к повышению активности глазодвигательных мышц и усиленному питанию всех структур глаза;
- стимуляция энергетического обмена в клетках сетчатки;
- активизация нервной проводимости от глаз к мозговым зрительным анализаторам.
Несмотря на существующее на сегодняшний день многообразие методик лечения амблиопии и косоглазия, надо понимать, что восстановление объемного зрения возможно только в результате регулярного и упорного труда. В начале этого пути необходимо настроиться на то, что полное выздоровление потребует значительного времени и терпения. Помощь врача-офтальмолога и медсестры-ортоптистки может быть эффективной только при условии высокой мотивированности и ответственности самого пациента. Выздоровление при косоглазии и амблиопии возможно только путём систематических тренировок (независимо от того, применялась ли хирургическая коррекция на начальном этапе).