Функциональная скотома при косоглазии что это
Осложнения, затрудняющие исправление косоглазия
Вне зависимости от вида косоглазия при нем возникают осложнения, затрудняющие исправление косоглазия и трудно поддающиеся лечению. По существу эти осложнения можно рассматривать как своеобразное сенсорное приспособление для освобождения от двоения при зрении двумя глазами. Различают два типа такого приспособления: образование скотомы торможения и развитие аномальной корреспонденции сетчаток.
Скотома торможения, по современным представлениям, – основная и наиболее типичная форма приспособления бинокулярной зрительной системы к неправильному положению глаз.
Она выражается в подавлении изображения в одном из глаз и наблюдается лишь при зрении обоими глазами. Как только фиксирующий глаз выключается из акта зрения (например, прикрывается ширмой), скотома исчезает, и центральное зрение в косящем глазу восстанавливается; поэтому скотому торможения называют еще функциональной скотомой.
При монокулярном косоглазии постоянно существующая скотома торможения у большинства больных рано или поздно приводит к более или менее значительному снижению зрения косящего глаза, несмотря на отсутствие изменений на глазном дне. Такое снижение зрения косящего глаза без видимых органических поражений обозначается как амблиопия от неупотребления, или дисбинокулярная амблиопия.
Амблиопия наблюдается в 60-80 % случаев содружественного косоглазия, причем примерно у половины при этом острота зрения не превышает 0,1. При тяжелой амблиопии острота зрения нередко составляет сотые доли единицы. Чем в более раннем возрасте возникает амблиопия и чем дольше она существует, тем более низкой оказывается острота зрения.
При альтернирующем косоглазии, когда функциональная скотома переходит с одного глаза на другой, амблиопия, как правило, не развивается.
Таким образом, амблиопия при косоглазии является его следствием. Вместе с тем она может быть и причиной косоглазия. Это происходит в тех случаях, когда один глаз обладает таким низким уровнем зрения (обычно ниже 0,4-0,3), при котором невозможно слияние изображений. Нередко причиной низкой остроты зрения служат изменения со стороны глазного дна, роговицы и пр. В подобных обстоятельствах выключение из акта бинокулярного зрения одного глаза может приводить к его отклонению, которое обозначается термином “вторичное косоглазие”.
Дисбинокулярную амблиопию подразделяют на две группы: амблиопию с правильной и амблиопию с неправильной фиксацией. Деление амблиопии на указанные группы имеет большое практическое значение, определяя лечебную тактику в борьбе за восстановление зрения.
Под амблиопией с правильной фиксацией понимают способность косящего глаза при выключении второго фиксировать рассматриваемый объект центральной ямкой, под амблиопией с неправильной фиксацией – фиксирование предмета нецентральным (нефовеальным) участком сетчатки, что обозначается как эксцентричная фиксация, или так называемая ложная макула.
Ложной макулой может оказаться та точка сетчатки, которая выполняет функцию фиксации. Происходит это потому, что при отклонении глаза в нем постоянно подвергается раздражению один и тот же участок сетчатки (в зависимости от угла косоглазия).
Состояние фиксации при амблиопии определяют на большом безрефлексном офтальмоскопе или с помощью ручного электрического фиксационного офтальмоскопа. Прикрыв здоровый глаз обследуемого, его просят фиксировать косящим глазом конец фиксационной иглы или метку. В случае сохранения правильной фиксации тень от метки совпадает с областью центральной ямки; при неправильной фиксации тень расположится в каком-то другом участке сетчатки.
Вторым типом приспособительной реакции глаза, избавляющей больного от диплопии, считают аномальную корреспонденцию сетчаток (АКС). Под этим феноменом понимают состояние, при котором между центральной ямкой некосящего глаза и участком, на который падает изображение объекта в косящем глазу, возникает новая функциональная связь, позволяющая видеть двумя глазами. В таком случае бинокулярное зрение неполноценно и настоящего слияния изображений не наступает (обычно отмечается одновременное зрение).
Следует заметить, что по вопросу об АКС имеются значительные разногласия, и различные авторы порой вкладывают в понятие АКС неодинаковый смысл, а некоторые вообще отрицают существование такого феномена.
К настоящему времени можно, однако, считать установленным, что факт возникновения АКС не подлежит сомнению, хотя он встречается, по-видимому, реже, чем предполагалось ранее. Этот феномен развивается обычно у лиц с малым углом отклонения (до 5-10°), когда происходит слияние фовеального изображения одного глаза с парафовеальным изображением другого – так называемое асимметричное бинокулярное зрение, наблюдающееся, по последним данным, у 3-5 % больных.
Чаще АКС обнаруживают при альтернирующем косоглазии и тогда эксцентричная фиксация может возникать на обоих глазах: наблюдается поочередная корреспонденция одного глаза (фиксирующего) с псевдомакулой другого, причем находят, что АКС образуется тем быстрее и легче, чем выше острота зрения и меньше угол косоглазия. Наличие АКС при альтернирующем косоглазии не исключает существования при нем и центральной функциональной скотомы, но она обычно невелика и, по-видимому, поэтому не препятствует возникновению АКС.
При значительном косоглазии (35 ° и больше) АКС обыкновенно не обнаруживают, что можно связать с восприятием объектов в косящем глазу малочувствительным периферическим участком сетчатки. Возникающее здесь слабое изображение не может быть использовано для бинокулярной проекции; образуется скотома подавления с последующим развитием амблиопии.
Вместе с тем, поскольку при косоглазии нормальной корреспонденции сетчаток быть не может, нельзя исключить возникновения АКС и в ряде случаев значительного отклонения глаза. Доказательством этого служат наблюдения за парадоксальной диплопией после хирургического исправления косоглазия при высокой амблиопии (острота зрения 0,4 и ниже). Можно предполагать, что у таких больных стремление получить единое представление о рассматриваемых предметах обоими глазами создает какое-то подобие АКС.
Имеются наблюдения, свидетельствующие о наибольшей частоте феномена АКС при врожденном косоглазии (до 15 %), причем возникновение АКС при этом виде косоглазия более характерно не для малых, а для больших углов отклонения (15-25°).
Таким образом, механизм аномальной корреспонденции сетчаток окончательно не выяснен и требует дальнейшего изучения.
A. Бoчкapeвa и др.
Диагностика, лечение и реабилитация в лучших клиниках Германии , для пациентов из России и стран СНГ по самым современным медицинским технологиям, без посредников.
–> Глазная клиника профессора Трубилина квалифицированное лечение заболеваний глаз, современная коррекция зрения.
18.2.1.3. Содружественное косоглазие c.2
При появлении косоглазия неминуемо возникает двоение, так как изображение в косящем глазу попадает на диспаратный участок сетчатки, однако благодаря адаптационным механизмам зрительнонервная система приспосабливается к асимметричному положению глаз и возникает функциональное подавление, торможение, или “нейтрализация” (по терминологии Л. И. Сергиевского (1951), изображения в косящем глазу. Клинически это выражается в возникновении функциональной скотомы. В отличие от истинных скотом, наблюдающихся при органических поражениях органа зрения, функциональная скотома при косоглазии существует лишь в том случае, если оба глаза открыты, и исчезает при монокулярной фиксации (когда другой глаз прикрыт). Функциональная скотома является формой сенсорной адаптации, избавляющий от двоения, которая наблюдается у большинства больных с содружественным косоглазием.
При монолатеральном косоглазии наличие постоянной скотомы в косящем глазу приводит к стойкому снижению зрения. В случае альтернирующего косоглазия скотома проявляется поочередно то в правом, то в левом глазу в зависимости от того, какой глаз в данный момент косит, поэтому амблиопия не развивается.
Одной из форм сенсорной адаптации при содружественном косоглазии является так называемая анормальная корреспонденция сетчаток, или асимметричное бинокулярное зрение. Диплопия при этом исчезает благодаря возникновению так называемой ложной макулы. Появляется новая функциональная связь между центральной ямкой фиксирующего глаза и участком сетчатки косящего глаза, на который попадает изображение вследствие девиации (отклонения глаза). Такая форма адаптации наблюдается чрезвычайно редко (у 5—7 % больных) и только при небольших углах косоглазия (микродевиациях), когда участок сетчатки отклоненного глаза органически и функционально мало отличается от центральной ямки. При больших углах косоглазия, когда изображение попадает на малочувствительный периферический участок сетчатки, исключается возможность его взаимодействия с высокофункциональной центральной ямкой фиксирующего глаза.
Методы исследования. Оценка состояния глазодвигательного аппарата предусматривает исследование как сенсорных (чувствительных), так и моторных (двигательных) функций.
Исследование сенсорных функций включает определение бинокулярного зрения и степени его устойчивости, глубинного (или стереоскопического) зрения, его остроты, наличия или отсутствия бифовеального слияния, фузионных резервов, функциональной скотомы подавления, характера диплоггии.
При исследовании моторных функций определяют подвижность глазных яблок, величину девиации, степень нарушения функций различных глазодвигательных мышц.
При сборе анамнеза необходимо выяснить, в каком возрасте возникло косоглазие, предполагаемую причину его развития, наличие травм и перенесенных заболеваний, косил ли всегда один глаз или проявлялось попеременное отклонение обоих глаз, характер проводимого лечения, длительность ношения очков.
Исследование остроты зрения следует проводить в очках и без них, а также при двух открытых глазах, что особенно важно при нистагме.
Помимо общего офтальмологического исследования, применяют специальные методы.
Для определения характера косоглазия (монолатеральное, альтернирующее) следует провести фиксационную пробу: прикрывают ладонью фиксирующий (например, правый) глаз обследуемого и просят его смотреть па конец карандаша или ручки офтальмоскопа. Когда отклоненный глаз (левый) начинает фиксировать объект, убирают ладонь и оставляют открытым правый глаз. Если левый глаз продолжает фиксировать конец карандаша, то, значит, у обследуемого альтернирующее косоглазие, если же при двух открытых глазах левый глаз снова косит, то косоглазие монолатеральное.
Вид косоглазия и величину девиации (угол косоглазия) определяют по направлению отклонения глаза (сходящееся, расходящееся, вертикальное).
Угол косоглазия можно определить по методу Гиршберга. Врач, приложив ручной офтальмоскоп к своему глазу, просит больного смотреть в отверстие офтальмоскопа и наблюдает за положением световых рефлексов на роговицах обоих глаз пациента с расстояния 35—40 см. О величине угла судят по смешению рефлекса от центра роговицы косящего глаза по отношению к зрачковому краю радужки и лимбу (рис. 18.3) при средней ширине зрачка 3— 3,5 мм. При сходящемся косоглазии ориентируются по наружному краю зрачка, а при расходящемся — по внутреннему.
Подвижность глаз определяют при перемещении объекта фиксации, за которым следит глазами пациент, в восьми направлениях взора: вправо, влево, вверх, вниз, вверх — вправо, вверх — влево, вниз — вправо, вниз — влево. При содружественном косоглазии глаза совершают движения в достаточно полном объеме. При паралитическом косоглазии целесообразно применение специальных методов — коордиметрии и спровоцированной диплопии , позволяющих выявить пораженную мышцу.
При вертикальной девиации проводят определение угла косоглазия в боковых позициях — при аддукции и абдукции. Увеличение угла вертикального косоглазия при аддукции свидетельствует о поражении косых мышц, при абдукции — прямых мышц вертикального действия.
При наличии амблиопии оценивают состояние зрительной фиксации на монобиноскопе (рис. 18.4) — одном из основных приборов, применяемых для исследования и лечения косоглазия. Прибор сконструирован по типу стационарного офтальмоскопа Гулылтранда, позволяющего при фиксации головы ребенка осуществлять исследование глазного дна, определять состояние зрительной фиксации, проводить лечебные процедуры. Ребенок смотрит на конец фиксационного стержня (“иглы”) монобиноскопа, тень от которого проецируется (на глазном дне) на участок фиксации (см. рис. 18.2).
Методы исследования бинокулярных функций при косоглазии основаны на принципе разделения полей зрения правого и левого глаза (гаплоскопия), что позволяет выявить участие (или неучастие) косящего глаза в бинокулярном зрении. Гаплоскопия может быть механической, цветовой, растровой и др.
Функциональная скотома при косоглазии что это
Основные ортоптические упражнения возможны только при стойком повышении остроты зрения каждого глаза (с коррекцией) минимум до 0,3 и, поскольку они требуют от ребенка определенных навыков и понимания поставленных перед ним задач, то назначаются, как правило, детям с 3-4-летнего возраста после первого этапа плеоптического лечения. Они проводятся на специальном приборе для развития бинокулярного зрения – синоптофоре, принцип действия которого основан на разделении полей зрения каждого глаза (гаплоскопия.) Аппарат состоит из двух труб с окулярами, через которые каждому глазу в отдельности предъявляют рисунок, причем установить эти окуляры можно вод разными углами, направив изображение непосредственно в центр макулярной области глазного дна (т. е. в фовеолу) независимо от угла косоглазия при условии отсутствия нистагма или других расстройствах зрительной фиксации. Синоптофор применяется с диагностическими и лечебными целями: с его помощью можно определить величину субъективного и объективного углов косоглазия, способность к бифовеальному слиянию изображений, наличие фузионных резервов и величину функциональной скотомы. С лечебной целью синоптофор применяется для устранения функциональной скотомы, развития бифовеального слияния изображений, фузионных резервов и подвижности глаз.
Методика работы на синоптофоре. При работе с синоптофором ребенка (в очках! ) необходимо усадить перед аппаратом. На определенной шкале прибора устанавливается деление, соответствующие межзрачковому расстоянию обследуемого, измеренному непосредственно перед лечением. В кассеты прибора вставляют соответствующие рисунки (объекты). В наборе синоптофора есть объекты трех типов – на зрительное совмещение (рисунки машинки и гаража, цыпленка и яйца), объекты на слияние (рисунки кошки с ушками и кошки с хвостиком) и объекты для стереоскопии.
Для определения угла косоглазия с помощью синоптофора пользуются объектами на совмещение. После включения прибора (одновременно двух объектов) ребенку предлагается установить трубы синоптофора так, чтобы рисунки совместились, например так, чтобы машинка “въехала” в гараж. Для этого ребенок может либо сам перемещать окуляры прибора, либо следить за перемещением объектов врачом (медицинской сестрой) и сообщать об их совмещении. На шкале деления правой и левой труб синоптофора определяют отклонение каждой трубы (каждого окуляра) и, сложив их, получают субъективный угол косоглазия. Для определения объективного угла косоглазия освещение этих объектов попеременно включается и выключается и ребенка просят поочередно фиксировать их взглядом, ведя зрительный контроль за положением глаз ребенка. Неподвижное положение глаз при попеременном включении то правого, то левого объекта свидетельствует о том. что на каждый из объектов направлена зрительная ось соответствующего глаза, а по сумме углов положения труб на правой и левой шкалах синоптофора можно подсчитать объективный угол косоглазия. При несовпадении зрительных осей глаз с положением окуляра появляются так называемые установочные движения глаза – к носу, виску, вверх, вниз). При наличии установочных движений, продолжая попеременно включать на ручном режиме то правый, то левый окуляр, исследователь медленно передвигает трубы синоптофора, сводя их при сходящемся косоглазии или разводя при расходящемся. Передвижение труб нужно проводить незаметно для ребенка в момент выключения света в данной трубе. Когда установочные движения глаз прекратятся, по сумме положения правой и левой труб синоптофора определяют объективный угол косоглазия. Если есть установочные движения кверху и вниз, то объекты перемещают по вертикали, угол косоглазия определяют также по вертикальной шкале синоптофора. После определения субъективного и объективного углов косоглазия переходят к определению способности к слиянию объектов. Для этого в окуляры синоптофора вводят объекты на слияние. Если ребенок смотрит в окуляры, установленные под объективным углом косоглазия, двумя глазами, а видит только одно из предъявленных ему изображений, т.е. один из объектов исчезает, значит у него имеется функциональная скотома под объективным углом косоглазия. На протяжении всего исследования с объектами на слияние у ребенка постоянно спрашивают, не исчезла ли одна из кошек, сколько кошек он видит, какую именно – с ушами или хвостом. Как правило, при наличии функциональной скотомы объекты “перескакивают” один через другой. Место “перескока” и отмечается как субъективный угол косоглазия, и у ребенка диагностируется наличие функциональной скотомы. Если ребенок увидел один слившийся объект, то определяются резервы слияния, т. е. резервы фузии (фузионные резервы). Это делается подсчетом делений на шкале прибора при смещении окуляров. Ребенка нужно предупредить, чтобы он старался удерживать объекты слитыми и сказал, когда они начинают раздваиваться. Определяются положительные (при сведении труб синоптофора) и отрицательные (при разведении труб синоптофора) фузионные резервы.
С лечебной целью синоптофор применяется для устранения функциональной скотомы. Для такого лечения ребенка в очках усаживают перед аппаратом, установив правильное межзрачковое расстояние, и выставляют трубы синоптофора под объективым углом косоглазия, определенным у данного ребенка по установочным движениям глаз. Прибор включается на режим “автомат” и производится переменное световое раздражение центральных ямок сетчатки. Сеанс длится 10-15 мин. Упражнения нужно проводить один или два раза в день. Курс состоит из 15-20 сеансов. Если эти упражнения не устраняют функциональной скотомы, то ме-тодику изменяют: обоим глазам под объективным углом косоглазия одновременно предъявляют те же объекты в состоянии осцилляции. По мере восстановления способности сливать монокулярные изображения крупных объектов, переходит к объектам меньшего размера. При появлении неустойчивого бифовеального слияния назначают упражнения, во время которых осуществляется одновременное автоматическое мигание обоих объектов. Всего проводят 20-40 и более таких упражнений по 10-15 минут ежедневно или через день.
Упражнения по развитию фузионных резервов проводятся с объектами на слияние. Ребенку прелагают удержать объекты слитыми и постепенно проводят сведение или разведение труб синоптофора до раздвоения объекта, затем трубы возвращают в прежнее положение (в котором объект ребенком воспринимается слитым) и вновь проводят разведение или сведение труб. Ребенок должен стараться удерживать объекты слитыми. Для развития подвижности глаз на синоптофоре трубы синоптофора закрепляют так, чтобы они передвигались одновременно в одном направлении, и начинают смещать их в положении слившегося объекта, а ребенок должен следить за изображением обоими глазами.
В комплекс ортоптических упражнений целесообразно вводить модифицированный метод бинокулярных последовательных зрительных образов (Т. П. Кащенко, 1966), для этого в аппарат ББО-58 (большой безрефлексный офтальмоскоп) или его аналог – МБС (монобиноскоп) вводят шарик диаметром 3 мм с боковым, горизонтально расположенным стержнем длиной 3 мм. Голову больного фиксируют на подставке прибора, один глаз прикрывают заслонкой. Для получения достаточно отчетливой картины глазного дна просят больного смотреть на шарик так, чтобы тень от последнего проецировалась на центральную ямку сетчатки. В течение 15-20 с при максимальной яркости лампы прибора производят общий засвет заднего полюса глаза. Аналогичную процедуру затем проводят на втором глазу (при закрытии первого). Причем, при раздражении правого глаза горизонтальный стержень шарика направлен в правую сторону, а при раздражении левого глаза – в левую. После этого действуют так же как при лечении амблиопии с применением отрицательного последовательного образа по Кюпперсу: пациент переводит взор на белый экран и наблюдает одновременно два последовательных образа (правого и левого глаза) при прерывистом освещении экрана. Перед пациентом ставят задачу добиться слияния двух монокулярных изображений в один последовательный образ (шарик с двумя боковыми стержнями, направленными вправо и влево). После исчезновения последовательных образов аналогичную процедуру повторяют еще 2 раза. Всего проводят 20 – 30 таких упражнений ежедневно или через день.
Добавлено (08.11.2010, 08:24)
———————————————
Плеоптические и ортоптические методы лечения содружественного косоглазия у детей дошкольного возраста.
Дубовская Л. А., д.м.н., проф. Pleoptic and Ortoptic Methods of Concomitant Strabismus Treatment in Pre-school Age Children
Dubovskaya L. A., Dr. Sci, Prof.